Site icon Атамекен

ЖАМБЫЛ И АЛИМКУЛ

В этом году Казахстан отмечает 175-летний юбилей великого акына Жамбыла Жабаева. Прославленный сын казахского народа, которого по праву считают Гомером ХХ века, посвятил свою жизнь продвижению вечных общечеловеческих ценностей, воспеванию добра, справедливости, воспитанию патриотизма. Произведения Жамбыла переведены более чем на 50 языков мира. Его творчество отмечено как ярчайший период казахской литературы во времена Советского Союза. Он оставил после себя глубокий след, а в числе его последователей – огромная плеяда талантливых поэтов-импровизаторов. Один из них – внук Жамбыла Жабаева – Алимкул Жамбылов, народный акын Казахстана. Вниманию читателей представляем материал о даровитом продолжателе семейных традиций.

 

Бывают в жизни моменты, когда встречи, беседы с одним человеком вдруг всколыхнут твою память, и ты вспомнишь истории, которые, казалось, навсегда были забыты. Так произошло, когда я впервые повстречал акына Алимкула Жамбылова.

Мой отец, имам Абдыкадыр кари, умер тридцать четыре года назад, но его рассказы о дружбе с великим акыном навсегда остались в моей памяти, но эти рассказы мне стали казаться с годами красивыми преданиями из истории нашей семьи. Но моя первая встреча с Алимкулом оживила те рассказы отца из далекого детства.

Это было много лет назад. В Узунагаше я случайно встретил акына Алимкула.
– Ассаламалейкум, – приложив правую руку к груди, я поздоровался с аксакалом.
– Уалейкумассалам, – ответил он. 
Посмотрев внимательно мне в лицо, он спросил:
– Чей ты будешь сын, уважаемый?
– Имама Абдыкадыра кари, – ответил я.
Услышав мои слова, аксакал крепко обнял меня и сказал:
– Мой дед любил твоего отца, как сына. А ты знаешь, что в последний путь с чтением жаназы Жамбыла проводил твой отец? – продолжал он.
– Знаю, ата, – ответил я.
Так через много лет возобновилась дружба между нашими семьями. И в этом большая заслуга акына Алимкула.

 

Он учился у деда жизни…

Я хорошо помню рассказы отца о Жамбыле. Для него акын, в первую очередь, был человеком с чистым сердцем, с душой ребенка, который в далекие тридцатые годы стал ему вместо отца. Жамбыл очень любил своих родных, друзей, а если он полюбит кого-нибудь, то всем сердцем и навсегда.
Наверное, не было в Средней Азии и Казахстане человека, который по популярности в тридцатые и сороковые годы прошлого века мог сравниться с Жамбылом. Лауреат Сталинской премии, кавалер многих орденов СССР, депутат Верховного Совета КазССР, он несколько раз встречался со Сталиным, был знаком и дружил со многими известными советскими писателями. О Жамбыле писали знаменитые писатели Европы и Азии: Ромен Роллан, Рабиндранат Тагор, Михаил Шолохов, Мухтар Ауэзов, П. Тычина, Н. Тихонов, Самед Варгун… Но, несмотря на всемирную славу, он был очень скромным человеком. Жырау очень любил свой народ, народ отвечал ему тем же. Его талант, творчество, принадлежат не только Казахстану, но и всем миру. Казахский народ всегда ценил и гордился великим акыном, не случайно простые люди имена Абая и Жамбыла ставят в один ряд, в этом, конечно, есть своя закономерность. 
За творчеством Жамбыла стоят тысячелетние традиции устного народного творчества казахов. Творчество Жамбыла оказало огромное влияние на развитие всей казахской поэзии XX века.
В трагические дни поздней осени 1941 года, когда шли кровопролитные бои с фашистами, его строки: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!» облетели весь мир.
Многие черты своего великого деда унаследовал его замечательный внук Алимкул. Алимкул Жамбылов родился 9 мая 1927 году, он сын среднего сына Жамбыла Токкулы. Он, как и многие наши земляки, пережил в раннем детстве страшный голод, который свирепствовал в Казахстане в 1932–1933 годах. Этот голод унес жизни миллионов наших соотечественников, но Алимкул остался жив, и это он воспринимал, как великий дар Всевышнего. 
До 18 лет Алимкул находился рядом с Жамбылом, получил его воспитание, слушал его песни, общался с его друзьями. Когда Алимкул был совсем маленьким, за ним смотрел Жамбыл, повзрослев, внук стал ухаживать за дедом. И до конца дней великого акына рядом с ним был Алимкул. Сейчас не осталось таких людей, которые так хорошо знали Жамбыла, как его внук. В 1944 году он окончил среднюю школу в родном селе. Долгие годы работал в районной газете, в отделе культуры, заведовал автоклубом. С детства он знал наизусть многие произведения акына Суюнбая, своего деда Жамбыла и других поэтов.
В XX веке казахский народ дал миру такой феномен, как акын Жамбыл. Этот феномен до сих пор не разгадан. Современники называли его Гомером XX века. Каждое слово акына исследуются учеными. Любое воспоминание о нем внимательно читают благодарные потомки, и здесь воспоминания Алимкула о деде играют особую роль.
В 1948 году 21-летний Алимкул по совету писателя Сабита Муканова записал первые, еще совсем свежие, свои воспоминания о деде. Алимкул один из немногих, кто подробно написал о событиях последних лет жизни Жамбыла, о которых в советское время было не принято говорить: о большей религиозности акына, Жамбыл до конца своих дней всей душой верил в Аллаха, читал намаз. 
Некоторые воспоминания Алимкула меня буквально поразили: как, например, его воспоминания о последней супруге Жамбыла – Турар, репрессированной в 1937 году. Я сразу вспомнил, что свидетелем этой печальной истории был мой отец, который совершил обряд бракосочетания – неке кию. 
Алимкул с детства был знаком со многими известными казахскими писателями, деятелями культуры: Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Мукановым, Касымом Аманжоловым, Кажы Муканом, Кененом Азербаевым, Умбеталы, Диной Нурпеисовой, Абилханом Кастеевым, Кадыром Хасановым… Их всех видел и знал Алимкул, о многих он написал. Он неоднократно встречался с известными политическими деятелями: Жумабаем Шаяхметовым и Динмухамедом Кунаевым, с любовью он написал и об этих встречах.

 

Продолжатель семейных традиций

Алимкул Жамбылов был не только внуком, но и наследником творчества Жамбыла. В жизни это был простой и скромный человек, каких тысячи, но когда он брал в руки домбру и начинал петь, перед нами вставал подлинный акын, философ. Алимкул преображался, глаза его загорались, он начинал импровизировать. Мы видели человека, который в своих песнях сливался со своим народом, его тысячелетней историей, культурой, и мы понимали, что он настоящий внук великого акына. Разве можно забыть его айтысы с М. Кокеновым, А. Сарыбаевым, А. Искаковым, Н. Лушниковой?! Поражают его песни, посвященные деду, Суюнбаю, Кенену Азербаеву, Нартаю, Умбеталы, Нургисе Тлендиеву, Мукагали Макатаеву. Это все сочинено талантливым акыном. 
Наверное, многие помнят фотографию Жамбыла с учениками в школе села Жамбыл, где рядом с ним стоит десятилетний Алимкул. Так всю жизнь он и был рядом с дедом. Трудно, конечно, быть внуком великого акына, с которым его все время сравнивают, но Алимкул – достойный потомок мудрого жырау.
Жамбыл общался, дружил с людьми разных национальностей. Несколько раз побывал в Москве, в Грузии, на праздновании юбилея поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», и везде Жамбыл поражал людей своим удивительным искусством. 
Через много лет внук побывал во многих местах, где в свое время был его дед.Побывал и на Украине, где погиб и похоронен его дядя Алгатай. И везде с большим уважением и теплотой его принимали. Наш земляк, известный писатель Нагашыбек Капалбекулы писал, что когда они были в Москве на Красной площади, многие москвичи и гости столицы, увидев Алимкула, бросились к нему обниматься и фотографироваться со словами: «Жамбыл. Живой Жамбыл!» Так встречали Алимкула в Петербурге, в Киеве, в Ашхабаде… Люди знают и помнят его деда. 
Невысокий, среднего роста, очень доб­рый человек с большим чувством юмора, Алимкул являлся одним из самых авторитетных аксакалов Казахстана. Государство по заслугам оценило его вклад в дело развития культуры республики. Он – Народный акын Казахстана, Заслуженный деятель культуры, кавалер многих государственных наград, Почетный гражданин Жамбылского района, Алматинской области. Но главное для него – это уважение, признание земляков. Нет такого аула, села, где бы он не был, нет такого человека в нашем районе, кто не знал бы Алимкула Жамбылова. Он был настоящей энциклопедией, его знали все жители Жамбылского района.
У Алимкула есть продолжатель его дел – очень талантливый сын Бекмурат. Он – домбрист-импровизатор, известный исполнитель кюев. С его искусством знакомы многие любители народной музыки в Казахстане.
Суюнбай, Жамбыл, Алимкул, Бекмурат… Традиции продолжаются…

Как-то мне позвонил мой близкий друг Муратхан, старший сын Алимкула, и сказал: «Суюнши, бауырым, у меня родился внук! Ты один из первых, кому я это сообщаю». Поздравив его, я пожелал его внуку долголетия и таланта, а еще – чистое сердце его знаменитых предков.

Акын Алимкул ушел из жизни более пяти лет назад, но остались его ученики, книги, стихи, записи айтысов. Считаю, что настало время, чтобы имя Алимкула Жамбылова носили улицы в городах Алматы, Талдыкоргане, в селах Узынагаш, Каргалы и Жамбыл, одна из школ в Жамбылском районе. Я убежден, что в истории родного народа, казахской поэзии его имя будет стоять рядом с именами его великих предков Суюнбая, Жамбыла и Умбеталы.

 

Исмаилжан ИМИНОВ, писатель, публицист.

Exit mobile version