Ход строительства и ввода в эксплуатацию
Национальный проект «Комфортная школа» является одним из приоритетных социальных инициатив государства. По поручению Президента РК до конца 2025 года в рамках нацпроекта запланировано строительство 217 комфортных школ на 461 тыс. ученических мест проектной мощностью в 300, 600, 900, 1 200, 1 500, 2 000 и 2 500 мест.
По итогам 2024 года 105 из них введены в эксплуатацию, более 40% расположены в сельской местности. Назначены директора, сформированы педагогические коллективы, 24 руководителя выбраны из числа участников проекта «1000 лидеров изменений в образовании» (проект по поручению Главы государства).
Согласно графику, из оставшихся 112 школ: 23 планируется ввести до 30 июня, 61 — до 30 августа, 15 — до 30 октября и 13 школ до 15 декабря текущего года.
Современная инфраструктура и безопасность
Национальный проект «Комфортная школа» направлен на обеспечение возможности детям в получении качественного бесплатного образования в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка.
Инициатива призвана не только улучшить материально-техническую базу комфортных школ, но и сформировать пространство, способствующее развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.
Площадь комфортных школ увеличена на 15-20% по сравнению с типовыми, в 4 раза повышено техническое оснащение системами безопасности.
Эргономичное пространство – главный плюс новых комфортных школ. В отличие от большинства общеобразовательных школ, в новых школах есть по 3-4 спортивных зала. На территории школ созданы площадки для проведения разного рода мероприятий и национальных развивающих игр
Уникальность комфортной школы заключается в наличии отдельных блоков для учащихся начальных классов и учащихся старших классов, что снижает нагрузку и повышает безопасность (не пересекаются).
Отдельные зоны отдыха для учеников и педагогов, которые расположены в каждом блоке. Комнаты отдыха обустроены мягкой мебелью, книгами, музыкальными инструментами и настольными играми.
Все классы оборудованы интерактивными панелями, STEM-лабораториями, цифровыми платформами. Пространство организовано с учетом потребностей учеников и учителей, обеспечивая удобство и эффективность обучения.
В каждой школе предусмотрены условия для физического и творческого развития детей: спортивные площадки, хоккейные и теннисные корты, беговые дорожки, зоны отдыха. В зависимости от размера школы — от двух до четырёх спортивных залов, оборудованные раздевалками, душевыми и санузлами. Также есть хореографические классы и мастерские: «Культура дома», «Культура питания», «Дизайн и технология» с гончарной студией.
Имеются актовые залы с возможностью трансформации в конференц-зал или арт-студию. Созданы медицинские кабинеты: врача, процедурный, изолятор и фильтр-блок.
Особое внимание уделяется повышению мер безопасности путем внедрения современных технических средств: цифровое видеонаблюдение с выходом в ЦОУ, тревожная кнопка и звуковое оповещение, автоматическая блокировка дверей и блоков, лицензированная охрана и др. Установлены современные системы вентиляции, противопожарные и энергоэффективные технологии, школы соответствуют сейсмическим нормам.
Инклюзивность и равные возможности
Большое внимание в комфортной школе уделяется инклюзивному образованию. Для детей с особыми образовательными потребностями выделены просторные кабинеты с отдельными санитарными комнатами. Также в школах установлены лифты, пандусы, специальные указатели, кабинеты логопеда, специального педагога, психолога, сенсорная комната, кабинет поддержки инклюзивного образования.
Профориентация и индивидуальные траектории
Одним из приоритетов проекта является ранняя профориентация. Уже в начальных классах проводятся профессиональные пробы, встречи с представителями профессий, проектные недели. В старших классах — углубленная профилизация, наставничество и индивидуальные образовательные маршруты. Для этого внедряется цифровая платформа «Мансап компасы», помогающая учащимся осознанно выбирать направление дальнейшего образования и профессию.
Цифровизация и аналитика
Цифровизация играет ключевую роль в проекте. Внедряются инструменты учета, планирования, аналитики и искусственного интеллекта, создаются дашборды. Через Единую учетную систему и аналитические центры обеспечивается прозрачность и эффективность процессов.
Образовательный процесс и кадровая политика
Одной из ключевых задач проекта — обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами, которые смогут эффективно применять новые технологии и методики в учебном процессе.
Школы работают по принципам эффективного управления. Руководители проходят обучение и участвуют в тренингах. Приоритет в назначении директоров отдается участникам проекта «1000 лидеров изменений в образовании».
В 30 школах уже проведена оценка качества знаний. В дальнейшем через комфортные школы будет проводиться модернизация отечественной системы внешней оценки достижений обучающихся (МОДО, каждые 2 года), что позволит определять слабые стороны образовательного процесса для их точечного улучшения.
Реализуется инициатива «Мейірімді мектеп», направленная на формирование доброжелательной и безопасной образовательной среды, где в центре внимания стоит личность ребенка, его эмоциональное благополучие и нравственное развитие.
Управление и перспективы развития
Разработана государственная модель управления комфортными школами, оператором проекта выступает Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина. Утверждена Дорожная карта, концепция комфортных школ, модель учебно-воспитательного процесса.
Для координации создается Высший попечительский совет. Планируется открытие Института управления комфортными школами, который займется методическим сопровождением, мониторингом, подготовкой кадров и повышением квалификации. Финансово-хозяйственное управление при этом остается за акиматами.
Модель комфортной школы «Жайлы орта – қамқор мектеп» станет основой для развития всей системы общеобразовательных школ страны, обеспечивая равные возможности для всех учащихся вне зависимости от региона проживания.
Национальный проект «Комфортная школа»: важный шаг в выравнивании образовательных стандартов по всей стране
Комфортные школы станут опорными для всех организаций среднего образования Казахстана, транслируя лучшие практики. Таким образом, будет осуществляться поэтапное выравнивание качества образования.
Национальный проект «Комфортная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное бесплатное образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка.
Инициатива призвана не только улучшить материально-техническую базу комфортных школ, но и сформировать пространство, способствующее развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.
Школьная инфраструктура и первые результаты после открытия школ
Количество трехсменных школ в Казахстане сократилось в три раза. Ввод новых школ помог решить несколько ключевых вопросов, включая ликвидацию почти 100 трехсменных школ и устранение дефицита мест в свыше 200 школах по всей стране.
В настоящее время из 8 тысяч школ в стране: 3 тысячи обучают в одну смену, почти 5 тысяч – в две смены, трехсменных менее 30 (это 0,5% от общего числа).
Дополнительная информация также доступна по ссылкам:
https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/press/news/details/929427?lang=ru